Семейный центр
+7 (343) 271-10-59

г. Екатеринбург

ул. Циолковского, д. 29Ж

ул. Белинского, д. 108, аппартаменты 50

Это интересно

В разделе публикуются авторские работы специалистов студии «Солнечная Сова»,
Приятного чтения!

 
Февраль, 2014.
Проблемы с речью с точки зрения нейропсихологии. 
(Автор Черникова Л.В.)
 

                 «Алло, здравствуйте!….»  -  пожалуй, сложно представить начало телефонного разговора без этой знакомой всем фразы, такой простой и естественной. Для взрослого человека речь – неотъемлемая часть жизни, инструмент общения, и как часто мы задумываемся над тем, что речь — отражение нашего бытия? То, как человек говорит, отражает его мышление, эмоциональное состояние, культуру, образованность, национальность и состояние здоровья.  Развиваясь тысячелетиями, человеческая речь стала основной и естественной формой общения. Откуда берутся трудности овладения речью? Обычно выделяют три аспекта овладения речью:

1) нейропсихологический  (функциональная готовность, достаточное развитие высших психических функций);

2) социально – педагогический (характер общения со взрослыми);

3) психологический  (мотивация овладения речью, познавательные функции).

            Эти аспекты взаимодействуют и зависят один от другого. Например, нейропсихологические предпосылки, затрудняющие овладение речью, отягощены психологическими сложностями. Мало кто знает, что для возникновения речи необходима зрелость и слаженная работа базового уровня, складывающегося из движений, восприятия, памяти. Для успешного овладения речью необходимо преодолеть многие неблагоприятные явления, такие как: гипертонус и гипотонус, телесные установки, вредные привычки (сосание пальца, кулака, обгрызание ногтей), синкинезий (сочетанных движений, когда движению руки помогает движение языка, глотанию помогает движение ноги и т.д.). Наличие  этих расстройств мешает развитию и становлению речи, влияя на развитие мышления, эмоциональной сферы и интеллекта в целом. Проявляются проблемы в коммуникации, в построении отношений с близкими, друзьями, а во взрослом возрасте и с коллегами в профессиональной среде.  Особые трудности могут возникнуть с восприятием информации на слух. Для того, чтобы слышать, понимать и запоминать, надо уметь хорошо говорить! 

            Многое в формировании речи определяет левшество и правшество. У правшей и левшей по-разному развивается и речь. Если у взрослого грамотного человека (правши) корковые поля средних отделов левого полушария играют ведущую роль в мозговом обеспечении речевых процессов, то у детей, (левшей и правшей) еще не владеющих грамотой (до 5-6 лет), речевые процессы (понимание устной речи и активная речь) обеспечиваются мозговыми структурами и левого, и правого полушарий. У взрослых левшей активное участие в речи и восприятии мира проходит при «заинтересованности» правого полушария.  Таким образом, мозговая организация высших психических функций меняется в процессе жизни и развития человека, и отличается у левшей и правшей.  Ребенок дошкольного возраста заполняет целые часы речью для себя. У него возникают новые связи, новые отношения между функциями, такие, которые в первоначальных связях его функций не были даны. Особое, центральное значение это имеет для овладения собственным поведением,  саморегуляцией и самоконтролем, проблемы с этими функциями (расторможенность, гиперактивность или наоборот, вялость) напрямую мешают развитию речи.

             Нейропсихологический метод изучения и развития речи является единственным на сегодняшний день эффективным способом развития и изучения речи, поскольку изначально разработан А.Р. Лурией и его учениками для системного анализа взаимодействия мозга и психики как единства.  В результате нейропсихологического обследования речи выявляются базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений, которые можно «натренировать», т.е. «натаскать» ребенка по определенной программе. Ведь педагогическая запущенность, и первичная несостоятельность мозговых структур могут проявляться одинаково — «двойка» в школе. А оценка речи взрослых зачастую заканчивается описанием общей культуры, образования, черт личности, характера, часто упускается и не анализируется функциональная сторона работы мозга и связи его с высшими психическими функциями.

              Особое внимание нейропсихолога привлекает то, что затрудняет включение ребенка или взрослого в активную, развернутую речевую деятельность. Например, все базисные характеристики речи (сенсорная, моторная, номинация, повторение, понимание) слабые, при этом, первично сильными могут быть память, узнавание предметов, хорошее образное мышление. Или наоборот, речь может быть достаточно развитой, но человек постоянно запинается, останавливается, припоминая то или иное слово, в таком случае могут быть проблемы с памятью, с плохо развитой сферой образного мышления.

          Пройдите нейропсихологическое обследование, нейропсихолог сделает функциональное заключение и подберет методы и индивидуальную программу коррекции и развития речи в вашем конкретном случае, чтобы работать не со следствием, а с причиной речевых нарушений. Результаты диагностики учтет и логопед, зная более глубокие причины проблем с речью, грамотный специалист подберет максимально эффективную методику занятий. 


Февраль, 2014.
Адаптация к садику и Привязанность.
(Автор Мальцева Ю.)
 

          Привязанность – это наша тесная психологическая взаимосвязь с ребенком.

          Для ребенка потребность в привязанности к родителям – это такая же базовая потребность, как еда или сон. Только удовлетворив ее, малыш может спокойно, уверенно и с энтузиазмом исследовать мир, развиваться и расти.

          И, если для удовлетворения голода мы готовим детям вкусную и полезную еду, то для насыщения их потребности в привязанности мы разговариваем с ними, искренне отзываемся на их детские трудности и отвечаем на миллионы вопросов, проводим вместе время, обнимаем, целуем, берем на руки, говорим, как любим их. Это нужно ребенку постоянно, привязанность – это такая духовная еда, которой невозможно перекормить и избаловать.

          Начало посещения детского сада – тяжелое испытание нашей привязанности на прочность. Ребенку нужно научиться выносить разделение с мамой в течение всего того времени, пока она недоступна, пока он не может подбежать к ней и «подзарядиться» любовью (не свалившись при этом в стресс, невроз или болезнь, чтобы вернуть всё как было).

Для того чтобы период адаптации прошел легче для вас обоих, важно позаботиться о двух моментах:

  1. Позволять ребенку утолять голод привязанности в «безлимитном» режиме – по возвращении из садика уделять ему максимально возможное количество времени, гулять, играть, дурачиться, обниматься, читать на ночь, гладить по спинке, пока он засыпает. Важно сохранить и укрепить у малыша уверенность в том, что с появлением в его жизни детского сада мама не исчезла, ее не стало меньше, она по-прежнему рядом, нуждается в нем, любит его и всё хорошо.
  2. Наладить взаимоотношения с садиком и воспитателем так, чтобы вы и садик «играли в одной команде». У психологов это называется «привязанности находятся на одном полюсе». Это возможно, когда вы доверяете садику и его сотрудникам, открыто и доброжелательно с ними общаетесь не из позиции строгого критика, а как партнер в деле воспитания и развития вашего ребенка.

          В противном случае возникают конкурирующие привязанности, и малыш оказывается меж двух огней. При этом посещение садика будет сопряжено с постоянными капризами и напряжением, а ребенок вынужден будет как-то найти себе место между мамой, к которой у него самая сильная привязанность, и садиком, в который зачем-то надо ходить (и мама говорит, что надо ходить, демонстрируя при этом недоверие или недовольство, которое будет для ребенка очевидным). 


Ноябрь, 2013.
Чувства, родители, дети…
(Автор Зайцева И.В.)

Родители и дети. Общение между ними всегда особенное, идет плотным потоком и не только словами, но и взглядом, эмоциями, тонкими жестами. В этом общении плетутся нити сообщений, исходя из которых, ребенок выстраивает отношение к себе, к миру, к другим.

Первые пять лет жизни ребенка общение с родителями определяет, строит основу личности, то, на чем в дальнейшем будут развиваться способности, интересы, черты характера. Как не упустить этот важный период? Прежде всего — слушать. Слушать своего ребенка и свои чувства, переживания. Малыши в возрасте до 6 лет самые великие волшебники: они умеют транслировать без помощи слов свои состояния мамам и папам. Те чувства, которые испытываете вы, общаясь с ребенком, испытывает ваш малыш в отношении всего мира. Капризы, доведение родителей до белого каления и крайнего отчаяния — повод быть внимательными. Ваши чувства — отражение того, что чувствует ребенок. Общение с родителями помогает малышу справляться с огромными шлейфами переживаний и чувств по поводу знакомства с миром.

Одна из задач родителей — рассказывать о чувствах, помогать ребенку называть их. Чувства — очень тонкая и нежная материя. Если их не назвали словами, не выслушали сообщение ребенка о них — чувства себя проявят в страхах, беспричинной агрессии, бездействии, лени. Такие чувства называют непризнанными, и они всегда найдут путь к признанию. Порой это может длиться годами. Пути проявления непризнанных чувств бывают причудливыми.

Однажды на консультацию ко мне привели мальчика 5 лет. Направил его к психологу невролог. Мальчик заикался, прятался в любых новых ситуациях в ближайший шкаф, в присутствии взрослых натягивал ворот водолазки почти до бровей. Мама и папа были в растерянности — в семье все хорошо, мальчика очень любят. После первой встречи я была в отчаянии — ребенок не вступал в контакт, скорчившись сидел на стуле, почти не дышал и спрятался в водолазку до макушки. Во время второй встречи сидела в метре от мальчика, так же как и он, — я слушала его переживания. Третья встреча могла бы быть последней — не видела, чем могу помочь. Но в середине этой встречи, шурша пакетом, вывалила на пол все игрушки, какие были. По поводу этих игрушек и завязался первый разговор. Среди игрушек обнаружился потрепанный медведь — маленький и невзрачный. Этот медведь и разговорил мальчика. Оказывается, у него был такой же, но он однажды потерялся в лесу, его не смогли найти и мама с папой пообещали приехать за ним на следующий день, но так и не собрались, а медведю ведь в лесу не выжить, он же домашний. Рассказывал мальчик о медведе и не заикался…Родители о потерявшемся медведе тоже помнили, но очень были удивлены — мальчику тогда не было двух лет. Почти три года мальчик переживал за медведя. В реальности ребенка нет прошлого — все происходит сейчас. Поведение мальчика могло быть отражением того, что, по его мнению, переживал потерянный медведь. На мой вопрос: «Ты рассказывал родителям о том, что грустишь по медведю?» Мальчик ответил: «Да, но они меня не слушали. Я говорю, а мама суп варит, а папа с телефоном. Так всегда».

Конечно же, так не всегда, но почему-то ощущение, что никто его не слышит, закрепилось у мальчика, и таким тяжелым было это переживание, что его организм нашел выход — заикаться. Родители с сыном сумели понять и услышать друг друга, мальчик стал спокойнее, заикание не таким мучительным. Вот такой путь у чувства… Доверяйте чувствам своих детей и слушайте их.


Сентябрь, 2013. Школа раннего развития: быть или не быть…
(Автор Зайцева И.В.)

Так много статей и книг на эту тему. Нужна ли еще одна? Видимо да. Раз за разом вопросы задаются. В этой рассмотрим возможные причины, по которым родители не выбирают водить малыша в школу развития, и приведем доводы «За» такие школы.

Самое частое возражение: «Я не буду водить ребенка на занятия, потому что не хочу лишать его детства». За этим утверждением, на мой взгляд, скрывается представление о том, что обучение – это мука мученическая, а развитие оно само собой случится. И правда, кто любит школу, учиться? И как много за этим страха, а вот перед чем? Другое возражение: «Все тоже самое я могу делать с малышом дома». И еще одно: «Все равно забудется после 5 лет». Что тут скажешь? У каждого свой взгляд и свой опыт. Но вот что стоит за такими взглядами и опытом?

Я предлагаю поразмышлять вот о чем. События в нашей стране с 1905 года методично выкорчевывали традиции воспитания, и понять их как целостную систему можно тщательно копаясь в книгах, биографиях, исторических справках, собирать по крупицам в разговорах даже не с бабушками, а с прабабушками, женщинами за 80 лет. Многие педагоги посвящают этому годы своей практики. Есть ли на это время у современных родителей и зачем эти традиции? Без корней ничто и никто не растет. Благодаря укорененности в истории, в традициях обретается устойчивость и гибкость качеств личности, способы снижения тревоги и преодоления страха; формируется база для разворачивания оптимальных путей адаптации ребенка к нашему изменчивому миру. Кто знает, каким он будет через 20 лет, этот мир, и какие качества понадобятся личности, чтобы быть счастливой?

Еще один момент для размышлений: возраст Пяти Лет – о нем много говорят психологи. Например, о том, что все, что мы намечтали до пяти, потом последовательно реализуется в жизни. Но вот незадача: люди взрослые чаще всего очень смутно помнят, о чем мечтали до Пяти, чего больше всего хотели. И ладно, если смутно… Вокруг этого возраста всегда крутится много разных историй и трагедий взрослой жизни. Взрослый не компетентен в возрастном периоде от рождения до пяти лет. И все тут.

Что же дети? У пап и мам, наблюдающих за своими 5-6 летними детьми, складывается ощущение, что те забыли все, что знали, например в 3 года. Наизусть пересказывали сказки Чуковского от начала и до конца, бамс, в 6 лет толком ничего и не расскажут. Недоумение: «Столько раньше мог и умел! Смысл был – водить в школу развития? Куда все делось?» Все перешло на новый уровень и чуть позже даст о себе знать в увлеченности чем-то, в творчестве, в устойчивой мотивации обучения, в готовности видеть чудо, в умении радоваться жизни. А вот если детство до 5 лет было бедно впечатлениями или наполнено однообразием, этим качествам просто неоткуда взяться, не заложена почва для них.

Представьте, что каждое впечатление прокладывает дорожку в сознании ребенка. Чем меньше возраст, тем четче эта дорожка и чем больше разнообразных впечатлений, тем больше путей по которым к ребенку идет информация. Чем однороднее информация, тем беднее сеть этих дорожек и чуть позже что-то из мира ребенком не будет востребовано совсем – путь не проложен. Так бывает с музыкальным слухом или математическими способностями. Поэтому почти невозможно, например, научить говорить ребенка, который до 5 лет не слышал человеческой речи, или как сложно усыновленным детям научиться доверять кому-либо, если они до 2 месяцев не были усыновлены.

Дорожки от впечатлений – синоптические связи в головном мозге, чем их больше, чем они разветвленнее, тем больше возможностей у ребенка. Нарабатываются они всю жизнь, но вот закладываются, по мнению одних до 3 лет, по мнению других до 5.

Развитие малыша только дома силами мамы, конечно же возможно и нужно. Но в домашних условиях сложно соблюдать системность игр и занятий – это под силу очень волевым натурам. И кроме воли еще необходим серьезный запас педагогических и психологических знаний, чтобы понимать зачем, почему и в какой последовательности и как долго. К сожалению, тщательные и системные занятия чаще всего приводят к усталости мамы и забрасываются. Позже- здесь порисовали, там посчитали, в это поиграли, да позанимались, но …нет системы- нет результата.

    Каковы же «За» школы раннего развития?

  • Прежде всего — это возможность расширить свои представления о развитии, обучении и воспитании, тогда становится больше основ для понимания как, почему и что нужно именно вашему малышу. Ограничиваться исключительно своей точкой зрения на обучение и развитие опасно. Мы все заложники сценариев наших родителей. Всегда ли нужно  повторять ошибки этих сценариев вновь и вновь? (Я не учился и он не учиться и ничего…живу). Повторение всегда бессознательно и понимается, когда уже все сформировано. Может просто расширить рамки своих родительских представлений?
  • Еще это возможность бесконечно удивляться: «Надо же и как это получается у него? Не думала, что он так может….» и всякие другие, радующие, чарующие моменты во время занятий.
  • Это емкий и понятный результат занятий. Занятия проходят по  четкой, выверенной годами, гибкой системе, в которой каждый этап занятия готовит восприятие малыша к новому в следующем этапе. Так образуется смысловая цепочка впечатлений, Она тренирует мышление, учит видеть новые грани и новые связи в мире. Позже, благодаря таким занятиям, дети легко освоят начала математики и логику, с удовольствием будут читать, творчески мыслить и аргументированно отстаивать свое мнение.
  • Это бережное обращение с Личностью, Индивидуальностью Мамы и Ребенка.  Каждый психический процесс обладает общими и уникальными закономерностями развития, мы это учитываем и рассказываем родителям что, как и почему проходит на занятиях, проясняем глубинные связи. В основе нашей системы занятий подходы Л.Д.Выгодского и Леонтьева, традиции народной педагогики. Мы за материалы Марии Монтессори и трепетно относимся к ее работам, но мы не ее сторонники. Материалы, которые мы используем на занятиях, компенсируют сенсорную обедненность городской среды. У нас много чего есть потрогать, понюхать, ощутить, изучить. 

И всегда занятие – ЭТО ИГРА, это погружение в мир удивительного и чудесного.